Сложно найти дом, квартиру, гараж или дачу, не оборудованные прибором учета электроэнергии. Согласно постановлению Правительства, с 1 июля 2020 года в России рекомендуется монтировать «умные» счетчики нового поколения. Ставить обычные приборы пока не запрещено. И только с 1 января 2023 года коммунальщики лишаются выбора: они смогут устанавливать только смарт-счетчики. Замена электросчетчиков новыми будет происходить постепенно. Заниматься этим будут не жильцы, как раньше, а энергетики.
- Что такое «умные» счетчики
- Какие приборы подлежат замене
- Закончился срок эксплуатации
- Подошел срок поверки
- Прибор неисправен
- Кто должен менять счетчик и за чей счет
- Алгоритм действий собственника
- Обязательно ли ставить «умные» приборы
- Надо ли массово менять обычный счетчик на «умный»
- Осторожно, мошенники!
- Кто отвечает за сохранность счетчика и пломб
Что такое «умные» счетчики
Такие телеметрические приборы сами передают данные коммунальщикам по интернету. Они способны интегрироваться в любую систему учета электроэнергии.
При этом умные электросчетчики обеспечивают:
- Первичный сбор информации о потребленной электроэнергии.
- Накапливают и хранят данные.
- Передают информацию по каналам связи в энергоснабжающую организацию. Для этого используют проводные или беспроводные каналы связи.
- Имеют возможность производить отключение электричества потребителю или ограничить потребление. Эта функция используется для злостных неплательщиков.
- Передачу оперативной информации о состоянии сети, возникновении аварийной ситуации или другой неисправности.
- При попытке взлома, выхода из строя, воздействия магнитным полем, незаконного подключения в автоматическом режиме сообщает об этом диспетчеру.
- Информируют собственника о его задолженности по платежам;
- Дистанционно меняют тарифный план согласно заданному алгоритму.
Какие приборы подлежат замене
Важно! Старые приборы не объявляются вне закона. Обычные электросчетчики могут работать и их показания будут действительными, пока они не выйдут из строя или пока не закончится официальный срок их эксплуатации.
Собственник должен знать, при каких условиях необходимо поменять счетчик электроэнергии. Его меняют, если:
- Срок эксплуатации подошел к концу;
- Окончился межповерочный период;
- Счетчик вышел из строя.
Замене подлежат как индивидуальные электросчетчики, так и общедомовые. Застройщики, сдающие новостройки, с 1 января 2021 года обязаны комплектовать многоквартирные дома индивидуальными и общедомовыми интеллектуальными средствами учета электроэнергии (ИСУЭ). Например, счетчиками электронергии «Фобос».
Закончился срок эксплуатации
Раньше все электросчетчики были индукционными, они служили 30 лет при условии регулярной поверки раз в 10 лет.
Если срок службы электросчетчика закончился, работник проверяющей организации составляет акт и выдает предписание на замену счетчика. Дальнейшая эксплуатация прибора не предусмотрена.
Подошел срок поверки
Если подошел срок поверки, нужно сообщить об этом в организацию, поставляющую электроэнергию. Они либо проведут поверку (за свой счет), либо заменят счетчик.
Прибор неисправен
Определить отказ электросчетчика можно визуально. Но это только в том случае, если он вышел из строя, и диск перестал вращаться.
Также можно определить это по ежемесячным платежам. Если в платежках за одинаковый период разница в оплате будет значительной, значит, счетчик электроэнергии работает неправильно.
Если сломался счетчик, собственнику необходимо в ближайшее время сообщить об этом в сбытовую организацию. Это необходимо сделать как можно быстрее, так как если это обнаружит проверяющий инспектор, на собственника наложат штраф за хищение электроэнергии. А он будет значительным.
При демонтаже счетчика инспектор составляет акт. В нем отображается характер неисправности, состояние прибора, наличие механических воздействий, имеются ли повреждения пломб.
Выдается предписание на замену счетчика. Менять его обязаны сами коммунальщики.
Кто должен менять счетчик и за чей счет
До недавнего времени ответственность за замену электросчетчика возлагалась на собственника. Однако с 1 июля 2020 года вступило в силу Постановление Правительства №554 от 18.04.2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».
По закону, энергокомпании обязаны обеспечивать коммерческий учет электроэнергии на розничном рынке. Приобретение, установку, замену и ввод в эксплуатацию обязаны выполнять специалисты компании за свой счет. Для собственника это бесплатно.
В случае монтажа нового оборудования рекомендовано устанавливать современные интеллектуальные средства учета электроэнергии. Но не все так однозначно.
В первую очередь бесплатной замене подлежат счетчики, вышедшие из строя, или у которых закончился срок эксплуатации. Кроме того, на бесплатную установку электросчетчиков имеют право собственники, у которых отсутствуют электросчетчики по тем или иным причинам.
При этом заменять электросчетчики будут умными приборами. Установка таких счетчиков выгодна ресурсоснабжающим организациям. Поэтому Правительство Российской Федерации приняло закон ФЗ-422 от 04.05.2012 года, где прописано, кто должен оплачивать приобретение, монтаж и ввод ИСУЭ.
- Законом сформулированы понятия «интеллектуальная система учета», определено, как понимать «полностью самостоятельная», «автоматизированная» и «удаленная система»;
- Определены сроки перехода на интеллектуальную систему учета, позволяющую самостоятельно собирать данные, удаленно передавать их диспетчеру по определенному графику;
- Расходы на техперевооружение возложены на ресурсоснабжающие и поставляющие организации. Причем расходы запрещено закладывать в тарифы;
- Предусмотрена постепенная замена электросчетчиков по мере выхода их из строя, окончания срока эксплуатации или межповерочного интервала. Все новостройки, вводимые в эксплуатацию, должны быть оборудованы умными приборами учета электроэнергии.
То есть обслуживающие организации обязаны сами поменять электросчетчик в квартире, подъезде, на лестничной площадке. При этом их не должно волновать, в приватизированной или неприватизированной квартире установлен счетчик или он обеспечивает учет электроэнергии в частном доме. Собственник не должен покупать прибор и оплачивать его установку.
Алгоритм действий собственника
Если подошел срок очередной поверки, закончился срок эксплуатации или счетчик электроэнергии сломался, собственник обязан в кратчайшие сроки обратиться в энергоснабжающую организацию.
При этом собственник должен предоставить документы:
- Паспорт гражданина, где указано, по какому адресу прописан собственник;
- Если предполагается первичная установка, оператор потребует правоустанавливающий документ на квартиру;
- Если заявление подает не собственник, потребуется доверенность от владельца собственности;
- Подается заявление на демонтаж старого электросчетчика, оно рассматривается не более 7 дней;
- Согласовывается срок прихода инспектора, который проверяет целостность пломб. После чего составляется акт. В нем указываются текущие показания прибора и причина демонтажа. Снять счетчик может инспектор или электрик компании поставщика. Работы выполняются не позднее 15 рабочих дней с подачи заявки;
- После чего производится установка нового счетчика;
- Составляется акт, в котором указываются фамилия, имя, отчество собственника, адрес проживания. Тип счетчика, начальные показания, показания старого электросчетчика, причина замены, данные пломбы.
Следует учитывать, что составление акта не является основанием для начисления платежей по счетчику. Снабжающая организация обязана внести изменения в договор поставки. О внесении изменений собственник может узнать при получении квитанции на оплату электроэнергии.
Обязательно ли ставить «умные» приборы
Законом предусмотрен переходной период. С 1 июля 2020 года по 1 января 2023 года рекомендовано выполнять замену устаревшего оборудования. Сегодня коммунальные службы по своему усмотрению могут производить замену устаревшего оборудования на аналогичное или монтировать «умные» устройства.
То есть сейчас это не обязательное требование. Однако начиная с 1 января 2023 года, можно будет устанавливать только смарт-счетчики.
Надо ли массово менять обычный счетчик на «умный»
Закон не предписывает срочную замену обыкновенных электросчетчиков на «умные». Для полного обновления оборудование предусмотрены переходные периоды.
Если у собственника имеется обыкновенный счетчик с не истекшим сроком эксплуатации, до 1 января 2023 он имеет право на монтаж и ввод в эксплуатацию такого счетчика. После этой даты обычные приборы устанавливать не будут.
Осторожно, мошенники!
Не всем понятен смысл и порядок нововведений. И этим пользуются мошенники. Они стараются навязать хозяевам квартир платные услуги.
Сейчас обслуживающая организация письменно уведомляет собственников о необходимости замены старого электросчетчика, у которого закончился срок эксплуатации, на новый.
В интернете несложно купить базу данных собственников с данными электросчетчиков. Мошенники обзванивают клиентов, манипулируя законами. Основная задача мошенников — заставить собственника поменять прибор за свой счет.
Нередко они делают обход квартир и с помощью запугивания большими штрафами заставляют менять исправный электросчетчик. Составляют договор на продажу электросчетчика и услуги на его замену. Берут деньги. А для установки пломбы рекомендуют обратиться в службу энергосбыта.
Запомните: менять электросчетчики теперь обязаны бесплатно. Если вам предлагают купить прибор, требуют деньги, значит, это мошенники.
Подать в суд на неправомочные действия третьей стороны невозможно. Собственник подписывает договоры и платит за приобретенное оборудование и услуги добровольно.
Если собственнику навязывают услугу по замене электросчетчика, необходимо звонить в организацию, выяснить, направлялись ли специалисты по вашему адресу.
Кто отвечает за сохранность счетчика и пломб
Если электросчетчики установлены внутри жилого или нежилого помещения, ответственность за сохранность прибора и пломб возложена на собственника недвижимости. Это определено Постановлением Правительства №354 от 06.05.11 года.
А сохранность пломб и счетчиков, расположенных на лестничных площадках, должна обеспечивать организация, занимающаяся эксплуатацией жилищного фонда. Что определено Постановлением Госстроя РФ №170 от 23 сентября 2003 года.
Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!
Позвонил вТНС энерго Н.Новгорода,у меня сломался эл. счётчик,прошу приехать специалиста и дать заключение,менять его или ремонтировать. Ответ меня удивил,(могу оформить заявку на комерчесскую замену эл.счётчика),на мой вопрос почему не бесплатно,ответ очень оригинальный-потому,что сейчас карантин и это пукт где производят работы закрыт, ждите когда он откроется.
ваще биспридел. тнс-энерго сама сливаит инфу в афилираваные ип и начинает выставлять щета с коэффициентом. плюс рассылает уведомления об атключении. машеник на машенике сидит. залатая жила эти снабжающие кампании.
В школу сходи. А то совсем русский язык хромает. Читать противно.
если такой умный почему не в думе Р Ф
Зато в законах очень грамотно написано.
В тогане в школу не ходят видимо. Так уродовать язык.
сколько время они могут менять эл.счетчик если я сделал заявку еще до нового года
Срок эксплуатации эл.счетчика закончился 6.04.2020 г.,заявление подали на замену в мае 2020 г.,поменяли только вчера 11.03.2021.г.и то после повторных заявок и ещё неоднократных обращениях.И зашевелились только после того,как написала,что при носвоевременной установки,обязаны уменьшить счёт за эл.энергию на 50%
По последнему Постановлению замена счётчика производится в течение 6 мес. Если в течение 6 мес. не установят, то поставщик платит неустойку по претензии потребителя. Хотя оплата уже пойдёт по нормативу с завышающим коэффициентом, в этом случае поставщик будет получать выше среднего показателя. Постановление в пользу энергетиков. Хотелось бы разъяснение по этому вопросу.
не по нормативу, а по среднемесячному объёму потребления (пп(г) п.59 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
Подскажите пожалуйста. Собственнику квартиры необходимо поменять счётчик. Если в МКД существует ТСЖ и договор на электроэнергию составлен на прямую с ТСЖ, а не с собственником. Кто в этом случае меняет счётчик?
Не читайте всякую ересь. Законами и правами простых людей, всегда «подтирались». Не звоните, а добирайтесь до своей сетевой компании и вам там все обрисуют (естественно ничего там бесплатного не будет).
ТНС энерго Великий Новгород пишет ,что поверку и если понадобится замену эл. счетчика мы , собственники частного дома , должны делать платно , за свой счет. Где правда ? Поверку отсылают делать к посредникам , якобы сами не делают , посредники не хило так денег хотят за приезд и поверку , стоимость сопоставима со стоимостью новых электросчетчиков . Закон не читали с 01.01. 21г ???
Зачем постоянно врать! Счетчик стоял с 1957 года и не разу не проверялся пока не заменили на новый. Поверку счетчиков передали мосэнерго
«Алгоритм действий собственника
Если подошел срок очередной поверки, закончился срок эксплуатации или счетчик электроэнергии сломался, собственник обязан в кратчайшие сроки обратиться в энергоснабжающую организацию.
При этом собственник должен предоставить документы: … »
А можете указать пункт Постановления или Федерального закона, устанавливающие такую обязанность собственника и такой алгоритм его действий, если подошел срок очередной поверки или закончился срок эксплуатации счетчика электроэнергии ? Или это всего лишь фантазии автора статьи ?