Что делать, если батареи еле греют: куда жаловаться и на какую компенсацию рассчитывать  

Автор статьи
Юлия Куприна
Дипломированный юрист. Общий стаж работы по специальности — 13 лет.

Когда температура воздуха на улице низкая, каждое жилое помещение в многоквартирном доме должно отапливаться. Существуют четкие нормы температуры квартиры в отопительный сезон. Разберемся, как правильно её измерять, что делать, если в квартире холодно, куда в этом случае обращаться и на какую компенсацию рассчитывать.

Нормативные акты

Отдельных законов и правил, регулирующих порядок отопления в многоквартирном доме, нет. Однако существует несколько нормативных актов, которыми регулируется температура в квартире в отопительный сезон:

  1. ГОСТ Р 51617-2014, взамен утратившего силу ГОСТ Р 51617-2000. Этот документ с 01.07.2015 формирует общую систему управления и содержания жилых домов, а также устанавливает обеспечение и нормативное техническое состояние таких домов, их безопасную эксплуатацию и определяет комфортные условия для проживания. А также определяет обязанность выполнения требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований ЖК РФ и других нормативно-правовых актов. Скачать можно ЗДЕСЬ.
  2. ГОСТ 30494-201, в котором установлены нормы микроклимата в детских учреждениях, общественных, административных и бытовых зданий, установлены общие требования к допустимым показателям и качеству воздуха. Скачать можно ЗДЕСЬ.
  3. СанПиН 2.1.2.2645-10, в котором установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, которые требуется соблюдать при строительстве (реконструкции), проектировании, и к использованию жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Следует учесть, что документ скоро утратит свою силу с марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631. Скачать можно ЗДЕСЬ.

Начало и конец отопительного сезона

Отопительный сезон в большинстве регионов России стартует 1-15 октября. Но это приблизительная дата. Отопление обязаны включить, когда в течение пяти дней подряд среднесуточная температура на улице держится на отметке ниже +8 градусов Цельсия. Не запрещено начать отопительный сезон и раньше, на усмотрение муниципальных властей.

сроки отопительного сезона в России

Батареи выключают в конце апреля – в мае, когда среднесуточная температура держится выше +8 градусов в течение пяти дней.

Нормы температур для квартир по ГОСТу и СанПиНу

Нормы температуры в жилом помещении по ГОСТу и СанПиНу:

  • Оптимальная температура – это такой показатель, при длительном воздействии которого человек не испытывает дискомфорт.
  • Допустимая температура – это показатель (максимальный или минимальный порог), при длительном воздействии которого человек может испытывать дискомфорт, может ухудшиться самочувствие, снизится работоспособность, но при этом явного ухудшения здоровья не наступает.

Общие температурные нормы следующие:

  1. В отопительный сезон:
  • оптимальная температура – 20-22°С;
  • допустимая температура – 18-24°С.
  1. В летнее время:
  • оптимальная температура – 22-25°С;
  • допустимая температура – 20-28°С.

Минимальные нормы отопления в квартире по помещениям в отопительный сезон следующие:

  • температура в угловой комнате – 20°С;
  • для кухни – 18°С;
  • для санузла – 18°С;
  • для кладовой – 12°С;
  • вестибюль – 16°С;
  • для жилой комнаты – 18°С;
  • туалет – 18°С;
  • межквартирный коридор – 16°С;

норма температуры в жилых помещениях

Отличие угловых квартир от квартир, расположенных в середине дома, заключается в том, что площадь их стен, граничащая с улицей, значительно больше. Строители обязаны устанавливать здесь дополнительные радиаторы, а стена должна быть утеплена. Поэтому действующими нормативами определена минимальная температура для угловой квартиры (угловых комнат) — 20°С.

Ночью (с 24.00 до 5.00) допустимая температура ниже на 3 градуса.

Ниже этих показателей температура в квартире опускаться не должна. Если это произошло, следует принять меры. Алгоритм действий:

  1. Убедиться, что температура низкая, для этого надо правильно ее измерить.
  2. Обратиться в организацию ЖКХ.
  3. Если меры не приняты, обратитьcя в контролирующие органы – жилинспекцию, прокуратуру и/или суд.
  4. Представители ресурсоснабжающей компании обязаны провести контрольные замеры температуры.
  5. Если она действительно низкая, то коммунальщики обязаны принять меры (например, устранить неисправность в системе отопления) и назначить собственнику квартиры денежную компенсацию.

Как измерить температуру в квартире

Чтобы сделать верный замер температуры в квартире, необходимо:

  1. Убедиться в отсутствии сквозняка и открытых окон. Настежь открытые окна и межкомнатные двери в значительной мере охлаждают комнату, поэтому проведение замеров при таких условиях не будет объективным. Очень часто именно сквозняк – причина понижения температуры, а не холодные батареи в квартире.
  2. Убедиться в правильности работы и установки измерительных приборов. Можно использовать обычный комнатный термометр, который должен быть установлен на расстоянии не менее одного метра от радиатора и не менее полутора метров в высоту от пола.
  3. Измерить температуру несколько раз. Замеры, произведённые один раз, считаются не объективными.
  4. Выбрать погодные условия. Замеры, произведённые в теплую, солнечную погоду либо погоду, не характерную для сезона (резкое потепление либо похолодание), также не считаются достоверными. Поэтому для измерения температуры рекомендовано выбрать пасмурный, прохладный день.
  5. Замерить температуру сразу в нескольких помещениях. Измерения необходимо проводить в разных комнатах.

Используя эти простые правила, можно самостоятельно измерить температуру в жилом помещении. Если она не соответствует нормам, обращаться в ответствующие инстанции.

если жарко или холодно что делать

Возможные причины низкой температуры

Причины, по которым температура воздуха в квартире может быть значительно снижена:

  1. Неверное проектирование при строительстве всего дома, когда система отопления не справляется с поставленной задачей. Либо нарушены строительные нормы.
  2. Щели в окнах, дверных проёмах, в балконных рамах, балкон не утеплен.
  3. Сквозняк.
  4. Недостаточная толщина стен, при которой происходит их промерзание и как следствие понижение температурных норм в жилом помещении.
  5. Если квартира на первом этаже, под ней могут располагаться подвальные помещения с кладовыми, которые требуют постоянного проветривания. И тогда лучший выход – смонтировать «теплый пол».
  6. Износ системы отопления в доме.
  7. Расположение помещения. В угловой квартире зимой и в квартире на первом этаже всегда будет немного прохладнее, чем в квартире, находящейся в центре дома.
  8. Неправильная работа системы отопления, например, воздушная пробка в батареях.
  9. Подача тепла недостаточной температуры, батареи еле теплые. Речь идет об услуге ненадлежащего качества и нарушении нормативов по отоплению.
  10. Ремонтные работы при авариях в холодное время года, при производстве которых может значительно снизиться температура в батарее.

Как и куда жаловаться

Если в ходе самостоятельных замеров обнаружено несоответствие температурного режима в квартире принятым нормам, можно обратиться с заявлением:

  1. В аварийную службу с соответствующей заявкой.
  2. В управляющую компанию с соответствующим заявлением в письменной форме.

Если реакции со стороны управляющей компании либо обслуживающей организации не поступило, следует обращаться в контролирующие органы:

  1. В Государственную жилищную инспекцию с жалобой на поставку услуг ненадлежащего качества и приложением следующих документов:
    — копии заявления в управляющую (обслуживающую) организацию с жалобой на несоответствующую температуру в квартире;
    — копию отказа (если таковой получен) от обслуживающей организации;
    — копию паспорта;
    — иные документы, имеющие отношение к делу.
  2. В Прокуратуру с приложением необходимых документов.

Обращаться в контролирующие органы теперь можно не только лично или через Почту России, но и при помощи сайта Госуслуг, если вы там зарегистрированы.

Для этого нужно авторизоваться на сайте Госуслуг, перейти в раздел «Органы власти» и найти там прокуратуру вашего региона. Затем выбрать услугу по подаче обращений граждан в органы прокуратуры Российской Федерации. И заполнить форму обращения. Ответ придет в личный кабинет в течение 30 дней.

обращение граждан в Прокуратуру

Как правило, контролирующие органы заставляют быстро работать обслуживающие предприятия и предоставлять им документы о том, что температурный режим в квартире проведён в норму.

Ответственноcть коммунальщиков

После поступления жалобы представители ресурсоснабжающей компании должны известить абонента о дате и времени проведения замеров температуры в квартире. На этот момент заявитель обязан обеспечить своё присутствие и допуск в квартиру.

По итогам проведения замеров составляется акт с описанием всех параметров. Один экземпляр акта под подпись вручается заявителю, второй хранится в ресурсоснабжающей компании.

Если будет подтверждён факт несоответствия нормы температуры в квартире в отопительный сезон, ресурсоснабжающая организация обязана сделать перерасчёт за весь период поставки услуги ненадлежащего качества в соответствии с условиями п. п. 101, 111, 112 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354).

На какую компенсацию можно рассчитывать: формула и пример

Порядок произведения перерасчёта, а также формула прописаны в п.101 «Правил предоставления коммунальных услуг…» №354 и Постановлении Правительства №307 от 23 мая 2006 года. При перерасчете плата, взимаемая за услугу, снижается на 0,15% за каждый градус. Эта сумма умножается на количество часов, в течение которых температура была ниже нормы для жилого помещения в отопительный сезон.

Формула: Сумма компенсации = SxAx0,0015x(T норм.- Т факт.)

Где:

S – плата за отопление – полная сумма по квитанции за тот период, за который вы хотите получить компенсацию.

A – количество часов, когда температура была ниже нормы

Т норм. – нормативная допустимая температура воздуха

Т факт. – фактическая температура

Пример. Плата за отопление в месяц – 4000 руб. 1 декабря вы составили акт о том, что в квартире на 2 градуса холоднее норматива, и передали акт коммунальщикам. Но в течение 45 дней (до 14 января) никакой реакции не последовало. 45 дней – это 1080 часов. Оплата за 1,5 месяца отопления – 6000 руб.

Сумма компенсации = 6000x1018x0,0015×2=19440 руб.

Но есть ограничение: сколько бы компенсации вы ни насчитали, она не должна превышать фактической стоимости отопления. В этом случае компенсация составит не 19440 руб, а 6000 руб., то есть полную плату за отопление в течение полутора месяцев.

перерасчет и когда его требовать

Важно знать, что период перерасчёта будет начинаться с момента обращения гражданина с жалобой до момента устранения поставки услуги ненадлежащего качества. То есть если замеры, проведённые в декабре, показали низкую температуру, перерасчёт за декабрь произведён, а в январе до сих пор холодно, нужно повторно требовать от поставщика коммунальной услуги произведения перерасчёта за весь период января.

Судебная практика

Судебная практика по вопросам соблюдения температурного режима и отопления в многоквартирных домах довольно обширна и содержит ответы на ключевые вопросы, несоблюдение которых повлечёт за собой отказ в удовлетворении требований абонента.

Например, в Решении от 24 января 2017 г. по делу № 2-278/2017 суд отказал абоненту в удовлетворении требований по перерасчёту по причине того, что все производимые замеры, приложенные в качестве доказательства превышения допустимых температурных норм, были составлены абонентом самостоятельно. Более того, абонент всячески препятствовал допуску в свою квартиру представителей управляющей организации и не давал им провести замеры.

А вот в Определении ВАС РФ от 11.04.2012 № ВАС-3355/12 по делу № А03-1052/2011 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ суд удовлетворил взыскал с товарищества собственников жилья задолженность за поставленную тепловую энергию для отопления на основании того, что ресурсоснабжающей компанией были предоставлены документы о том, что несоответствие температурного режима в отдельных квартирах выявлено в сети, относящейся к эксплуатационной ответственности товарищества собственников жилья. Кроме того, не предоставлены были доказательства, свидетельствующие о наличии явных причин отклонения температуры.

Если в квартире слишком холодно, нужно обращаться в коммунальные службы. Если они не реагируют – то контролирующие органы. За услуги ненадлежащего качества можно получить компенсацию.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

O Schetchike.ru
Добавить комментарий