Составляем претензию на коммунальную управляющую компанию: алгоритм действий, образцы 

Автор статьи
Юлия Куприна
Дипломированный юрист. Общий стаж работы по специальности — 13 лет.

Управляющая компания должна контролировать качество коммунальных услуг, выставлять счета за их потребление. Но очень часто жильцы сталкиваются с тем, что горячая вода в кране еле теплая, мусор не вывозится, подъезды грязные, дворник не убирает снег, а детские карусели во дворе покрылись ржавчиной. Чтобы заставить коммунальщиков выполнять свою работу, стоит обратиться с жалобой на управляющую компанию, если она управляет вашим многоквартирным домом. О том, как, куда подать жалобу и как её составить, пойдёт речь в этой статье.

Что может стать причиной претензий

Выбирая УК, жильцы рассчитывают на то, что именно эта компания будет соблюдать все условия подписанного договора на управление многоквартирным домом. Будет улучшать условия проживания, содержания данного дома и поставлять качественные услуги ЖКХ. Однако часто условия проживания ухудшаются, иногда становятся невыносимыми.

составление жалобы в управляющую организацию

Причины для обращения могут быть следующие:

  1. Коммунальные услуги предоставлены с нарушениями, то есть сроки, качество и объём услуг не соответствуют действующим нормам.
  2. Отопление отсутствует либо не соответствует нормативам. Жалоба по отоплению пишется, когда в квартире становится холодно. Читайте о нормах температуры в квартире в отопительный сезон.
  3. Условия договора на управление многоквартирным домом исполняются халатно.
  4. Отчетность не предоставляется.
  5. Необходим ремонт в доме.
  6. Отсутствие действий со стороны управляющей компании при аварийных ситуациях, например, при поломке козырька над входной группой в подъезд.
  7. Отсутствие действий со стороны управляющей компании по текущему обслуживанию подъездов, например, регулярная замена лампочек, систематическое мытьё полов и прочее.

В любом случае, если ваш многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, следует сразу же обращаться туда с претензией. Если же со стороны управляющей организации не предпринято никаких мер, жалоба на бездействие и нарушение прав потребителей подаётся уже в иные органы, о которых расскажем далее.

текущий или капитальный

Личная и коллективная жалобы

Существует несколько видов жалоб, которые можно подать на управляющую организацию:

  1. Личная, то есть подаёт её и подписывает один гражданин в случае, когда у него лично есть претензии к обслуживающей организации. В качестве примера можно привести жалобу жильца одной из квартиры на холодные батареи и низкую температуру в помещении.
  2. Коллективная жалоба в управляющую компанию. Этот вид жалобы отличается от предыдущей тем, что её подписывают сразу несколько жильцов одного дома либо большинство жителей. Например, коллективно может быть подписана жалоба, когда у всех жильцов одинаковые претензии: на отсутствие уборок в подъезде, необходимость ремонта либо несогласие с выставленными квитанциями.

На практике коллективная жалоба рассматривается быстрее, хотя действующее законодательство не содержит норм, сокращающих срок её рассмотрения.

Как правильно составить и какие документы приложить

Чёткой и унифицированной формы жалобы действующее законодательство не содержит. Однако чтобы правильно написать жалобу на УК, следует соблюдать некоторые рекомендации по её оформлению:

  1. Жалоба составляется в письменной форме на отдельном листе.
  2. Содержание:
  • В правом верхнем углу необходимо прописать:
    — название компании, в которую подаётся претензия;
    — ФИО руководителя организации;
    — свои персональные данные;
    — контактную информацию: телефон, адрес, электронную почту и пр.
  • далее по середине листа прописывается наименование документа: «Жалоба», «Претензия» и пр.;
  • по тексту претензии необходимо сообщить адрес дома, изложить суть нарушений с описанием обстоятельств произошедшего, перечень требований и мероприятий, которые требуется провести. Желательно всё подкрепить выдержками из нормативных актов, а также сведениями о несоблюдении управляющей организацией условий заключённого договора;
  • в итоге прописывается список приложений с указанием количества листов;
  • в конце документа проставляется подпись заявителя (заявителей) с расшифровкой, а также дата подачи документа.
  1. Приложения прикрепляются к жалобе на отдельных листах.

Важно знать, что жалобу желательно подавать в двух экземплярах. Один экземпляр для организации, второй для заявителя. На ней ставится отметка о получении и дальнейшем исчислении срока ответа.

правила составления жалобы

Куда подавать жалобу

Существует несколько вариантов, куда можно жаловаться на управляющую компанию.

В зависимости от иерархии, жалобу можно подать:

  1. Непосредственно в саму управляющую компанию, а именно её руководителю. Обычно с этого и следует начинать.
  2. В государственную жилищную инспекцию.
  3. В Роспотребнадзор.
  4. В прокуратуру.
  5. В суд.

Директору УК

Первой инстанцией, куда следует обращаться с жалобами, является сама управляющая компания. Претензию следует писать на имя руководителя. Жалоба должна быть рассмотрена течение 10 суток. Большинство компаний старается решить вопрос мирным путём и сразу же после поступления жалобы начинает выполнять требования жильца.

Однако не стоит рассчитывать на то, что вопрос будет решён сразу же. Некоторые недобросовестные компании просто отписываются письмом, а некоторые просто не реагируют на обращение жильца. Именно по этой причине следует сохранять всю переписку и документы, подтверждающие факт направления претензии управляющей организации. Она понадобится в дальнейшем при обращении в компетентные органы в качестве доказательства недобросовестности компании.

Государственная жилищная инспекция

Это государственный орган, который уполномочен рассматривать обращения граждан, касающиеся их условий проживания. Основная деятельность жилищной инспекции заключается в защите прав проживающих и сохранении жилой площади в надлежащем состоянии.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента подачи. При этом жалоба на управляющую компанию в жилищной инспекции исследуется тщательным образом. Направляется запрос в управляющую компанию с требованием объяснений и определённых документов и с указанием сроков их предоставления. На основании полученных документов госорган составляет официальный ответ.

Если же ГЖИ находит в действиях управляющей компании нарушение законодательства, то выносит им предписание об устранении нарушения в определённый срок. При нереагировании управляющей компании на требование об устранении нарушений к ней могут быть применены более тяжкие санкции. Важно знать, что направлять в ГЖИ анонимные письма бесполезно, рассматриваться будут только жалобы с полным указанием данных заявителя.

структура проверок по обращениям

Роспотребнадзор

Следующая инстанция, куда следует обращаться с проблемами ЖКХ, – это Роспотребнадзор.

Как правило, жалоба в Роспотребнадзор на управляющую компанию подаётся тогда, когда уже было обращение в саму компанию либо ГЖИ, но принятые ими меры не принесли результата. Однако действующее законодательство не запрещает подачу жалобы в этот орган на любой стадии.

Образец жалобы можно найти на сайте самого ведомства, для убедительности требований нужно приложить все документы и переписку с управляющей компанией, а также (при наличии) результат рассмотрения этой проблемы в ГЖИ.

После поступления жалобы Роспотребнадзор инициирует внеплановую проверку, по результатам которой выносит решение об обязании управляющей компании устранить нарушения либо наложить на неё санкции.

Прокуратура

Можно также написать жалобу в прокуратуру.

Однако вопреки сложившемемуся ошибочному общественному мнению, что прокуратура разберётся во всём и накажет виновных, этот орган не уполномочен рассматривать вопросы, указывающие на проблемы в сфере ЖКХ.

Заявление (жалоба в прокуратуру на управляющую компанию) будет принято и перенаправлено в орган, занимающийся контролем за соблюдением условий проживания граждан – ГЖИ. Результатом может быть тот же ответ из ГЖИ, но переписанный на бланке другого ведомства. В очень редких ситуациях прокуратура находит в действиях Государственной жилищной инспекции неточности либо указывает на неверное толкование норм жилищного права.

Претензия через Госуслуги

Написать жалобу на управляющую компанию можно через Госуслуги.

Сделать это можно онлайн при помощи сайта ГИС ЖКХ:

  1. Зайти на портал Госуслуги под своей учётной записью. Учётная запись должна быть авторизирована и подтверждена, подробнее об этом рассказано на самом портале.
  2. Далее выбрать вкладку «Жизненные ситуации».
  3. Затем слева на открывшейся странице выбрать «Недвижимость».
  4. Из появившихся трёх значков выбрать «Контроль и оплата коммунальных услуг».
  5. Откроется страница со списком, из которого следует выбрать пункт 3 и нажать на кнопку «Направить жалобу».
  6. Портал Госуслуги самостоятельно перебрасывает на сайт ГИС ЖКХ, через который и происходит дальнейшая подача жалобы.
  7. Далее следует заполнить все пустые поля на сайте ГИС ЖКХ, отмеченные знаком «*», загрузить жалобу либо изложить её в поле «Текст обращения» и нажать кнопку «Отправить».

Важно прочитать и заполнить данные в первом абзаце на странице с жалобой. Там необходимо указать адрес электронной почты, на которую требуется направить ответ. По умолчанию ответ будет направлен на адрес, указанный в системе ГИС ЖКХ, то есть на адрес квартиры.

подача жалобы через Госуслуги

Как и когда обращаться в суд

Конечной инстанцией, которая поможет разобраться с управляющей компанией, если не получен ответ либо приняты не все меры, либо ответ, направленный ГЖИ, не удовлетворяет, является суд.

В суд уже следует обращаться не с жалобой, а с исковым заявлением, которое должно быть оформлено по правилам и в порядке, установленном действующим ГПК РФ. Список документов и их количество в приложении к иску также регламентируются действующим ГПК РФ.

В приложении к иску следует добавить все документы, свидетельствующие о том, что вами были предприняты все попытки досудебного урегулирования этого вопроса. Действующие нормы не предусматривают этот порядок в обязательной форме, но для убедительности они будут не лишними. Также необходимо будет приложить все полученные ответы от всех инстанций, либо документы, свидетельствующие об отправке и об отсутствии ответа.

Очень важно правильно сформулировать свои требования, поскольку именно на их основе суд будет выносить решение. Дополнять, изменять, либо как-то советовать истцу, что ещё можно получить с управляющей компании, суд не вправе.

Действующее налоговое законодательство подобные иски освобождает от уплаты государственной пошлины, поскольку взаимоотношения между жильцами и управляющей компанией подпадают под действие закона «О защите прав потребителей».

Судом всесторонне рассматривается ситуация, связанная с нарушением управляющей компанией своих обязанностей, в итоге выносится решение, согласно которому действия (бездействия) организации признаются неправомерными (правомерными). Также в решении прописываются действия, которые управляющая компания обязана совершить и в какой срок.

Управляющая компания обязана следить за многоквартирным домом, а также отвечать на все обращения граждан. При несогласии либо невыполнении организацией своих действий можно писать жалобу в такую компанию, а при отсутствии действий с её стороны либо отсутствии ответа можно смело жаловаться в другие инстанции.

Образцы жалоб

  • Образец жалобы директору УК

образец жалобы

  • Образец жалобы в ГЖИ.образец жалобы в ГЖИ
  • Образец жалобы в Прокуратуру.

жалоба в прокуратуру

  • Образец жалобы в Роспотребнадзор

образец жалобы

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

O Schetchike.ru
Добавить комментарий